Меню сайта
Категории раздела
Инфо о каратэ [7]
Полезная информация
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 122
Главная » Статьи » Инфо о каратэ

Каратэ до Шотокан

ШОТОКАН

"Высший смысл искусства каратэ - не победа или поражение, а духовное развитие занимающегося"
Гитин Фунакоси
(основатель современного карате-до)

Шотокан - это классическое и наиболее популярное направление современного карате-до. От других направлений каратэ-до шотокан отличает единство базовой техники боя и отсутствие весовых категорий. В схватках наряду с эффективностью оценивается техническая правильность действий с позиции стиля. Одно движение может привести к победе или поражению, что резко повышает психологический накал поединка, объясняет его скоротечность. Программы состязаний включают обязательный реальный, но заранее известный удар, что позволяет свести к минимуму травматизм на соревнованиях, причем демонстрировать технику могут даже дети младшего возраста, женщины и старики.

Что такое каратэ-до (шотокан)
Смысл искусства каратэ-до (шотокан) - как боевого и спортивного единоборства - состоит в последовательности движений, ударов и блоков, регулировке дыхания, чувстве ритма и контроле за перемещениями, смене между напряжением и расслаблением тела, укреплении боевого духа. Занимаясь каратэ, ученик развивает координацию движений, стремиться к достижению внутренней концентрации и гармонии.

Название Шотокан возникло в 1939 году по имени зала, в котором проходили тренировки под руководством Фунакоси - основателя современного каратэ-до. Великий учитель каратэ был еще и замечательным поэтом: свои произведения он публиковал под творческим псевдонимом "сето" (шото) - "шелест вершины сосны". Впоследствии стиль Фунакоси и его учеников стали называть шотокан, хотя сам основатель каратэ был категорически против выделения разных стилей и выступал за целостность каратэ.

В основе каратэ лежит система ката (яп. - форма, образ) - комплексы упражнений и приемов по технике защиты от нескольких воображаемых противников. Причем эффективность ката крайне высока в типовых ситуациях реального боя. Все ката можно подразделить на три вида: старые (редко используемые), традиционные и новые. Для современного карате ключевое значение имеют традиционные ката: именно от умения их использовать и зависит оценка каратиста. Сами техники (ката) едины для всех основных направлений каратэ, однако их сочетание, разные системы применения и, главное, отличия в духовно-ценностных установках учеников и учителей - придают каждому стилю неповторимость и своеобразие.

В современном карате больше внимание уделяется отдельным базовым элементам - стойкам, ударам или блокам. Однако великие мастера каратэ основное внимание учеников акцентировали именно на совершенствовании ката. Прежде всего, ученикам показывали, как правильно складывать кулак. Сейчас есть несколько методик, однако изначально требовалось указательный палец разогнуть в суставе и прижать к основанию большого пальца, сильно согнув и сжав остальные пальцы. В дальнейшем, когда ученик осваивал технологию наружного удара из открытой стойки, учителя сразу приступали к освоению ката.

Ката - универсальный инструмент по передаче из поколения в поколение, от учителя к ученику уникальных знаний: культуры и духа боевого искусства каратэ, особенностей техники и стиля, принципов и традиций, уходящих в глубину веков. Отметим, что ката существуют не только в каратэ, но и в других восточных боевых искусствах, в том числе и в других видах традиционных японских единоборств. Кстати, многие видные мастера айкидо, сумо, дзюдо брали уроки каратэ, стремясь усвоить и адоптировать его лучшие достижения.

"В каратэ каждый находит то, что ищет…",- говорил великий мастер Фунакоси. Современный шотокан - это более 70 ката, и каждое имеет свое романтическое название - "полет ласточки" (вансю), "свет с юга" (ананку), "мудрый аист" (хакуцуру), "журавль с неба" (тинто), "зеленые листья" (аояги), "битва драконов" (рюхо)... Многообразие ката необходимо для того, чтобы каждый мог выбрать те, что максимально соответствуют психо-физическим особенностям организма. Каратисту требуется в совершенстве отрабатывать одну-две ката, чтобы они стали эффективными, независимо от его сознания. Другие же ката будут служить для сравнения и понимания смысла движений других людей, расширения познания окружающего мира.

Для достижения определенного дана существует стандартный набор ката, которые ученику требуется освоить. Однако, отточка движений в ката до автоматизма - это лишь ступень: требуется наполнить каждое действие внутренним содержанием, глубиной концентрации и боевым духом. Без этого исполнение ката может не принести желаемого эффекта.

Помимо индивидуальных упражнений (ката) другой важной частью современного каратэ является кумитэ (спарринг), контактный бой между двумя или несколькими партнерами. Именно кумитэ (спарринг-бои) лежит в основе современных соревнований. Секрет каратэ состоит в том, что все его приемы направлены на защиту от ударов и носят оборонительный характер. Любимым наставлением Фунакоси ученикам было: "В каратэ не существует нападения".

"Ката и кумитэ, - говорил легендарный мастер каратэ-до Накаяма, - это две стороны одной медали". Кумитэ - это естественное продолжение ката. Однако требования к безопасности спарринг-партнеров накладывают ряд ограничений. Не случайно, что среди многих ведущих мастеров каратэ сохраняется весьма осторожное отношение к кумитэ: ведь спарринг - это скорее спорт, в котором исконный дух каратэ как боевого искусства теряется. По их мнению, спортивные победы и азарт не должны заслонять перед учениками путь совершенства характера и развития личности.

В каратэ-до первостепенную важность приобретает боевой дух исполнителя. Он должен "видеть" реальных или воображаемых противников и точно реагировать на их действия. Эти внимание и сосредоточенность как выражения боевого духа японцы называют "дзансин". На практике "дзансин" означает, что исполнитель не должен задерживаться ни на одну лишнюю секунду, переходя от одной техники к другой и не пропуская ни одного возможного удара, двигаясь уверенно, в правильной стойке и постоянно сохраняя концентрацию - внешнюю (степень напряжения мышц) и внутреннюю (взгляд, сосредоточенность). Все элементы ката должны выполняться мощно и четко строго по заданной траектории перемещения. При правильном исполнении ката возникает широкий диапазон физической нагрузки для всех мышц тела, в том числе, и корпуса. Для успеха каждый прием должен сочетать взрывную силу и четкость удара на фоне внутреннего спокойствия.

Одним из важнейших духовных начал каратэ Фунакоси считал вежливость. Он постоянно предупреждал своих учеников, что: "без вежливости - дух каратэ теряется". Настоящего каратиста по Фунакоси в жизни должны отличать смирение, доброта и скромность, а при демонстрации умений - храбрость, уверенность в собственных силах, уважение и чувство любви к противнику. Именно эти качества, по мнению основателя современного каратэ, позволяют достичь внутренней гармонии для отдельной личности, а также сотрудничества и взаимопонимания для всего социума. Требования соблюдать этикет и уважение к противнику исключают проявления жестокости и насилия на соревнованиях и тренировках, что наказывается дисквалификацией.

В целом каратэ-до шотокан - один из самых демократичных видов боевых искусств. Он создает у занимающихся устойчивую мотивацию к созидательному труду, потребность к здоровому и продуктивному стилю жизни, к самосовершенствованию, к достижению высокого уровня психофизической подготовки. Начальные этапы освоения искусства и занятий каратэ вообще не требуют инвентаря и дорогостоящего оборудования, только спортзал. Все каратисты находятся в равноправных условиях, и это не мешает достигать высоких результатов. Именно эти свойства, равно как и сильное эстетическое и эмоциональное воздействие, возникающее при демонстрации ката мастерами, сделали каратэ из умения нескольких исполнителей-одиночек - одним из самых популярных видов спорта сначала в Японии, а потом и во всем мире.

История и этапы развития каратэ-до (шотокан)
Сейчас трудно поверить, что каратэ-до в его современном виде появилось лишь в двадцатом веке, причем своим возникновением оно обязано нескольким мастерам одиночкам, чья харизма и чье мастерство смогли увлечь за собой тысячи энтузиастов. Путем создания собственных школ, кропотливой подготовки учеников, постоянного совершенствования и кодификации методик этим мастерам удалось сделать свое искусство общечеловеческим достоянием.

Родиной каратэ считается остров Окинава. По всей видимости, изначально секреты боевых искусств были завезены туда колонистами из материкового Китая в средние века. Однако в условиях островной изоляции эти навыки трансформировались, развивались и превратились, по сути, в иную, оригинальную систему духовной и боевой подготовки. Но преемственность с традициями материкового Китая сохранилась в названии каратэ - "китайский волшебный бой". В 1896 году после победы в японо-китайской войне Япония захватила Окинаву и прилегающий к ней архипелаг Рюкю. Местные жители встретили новую власть с энтузиазмом, поскольку в торговом и этническом плане население Окинавы имело гораздо более тесные контакты со "Страной восходящего солнца", чем с Пекином - "Срединным государством". У многих семей на Окинаве имелись японские корни и уже через короткое время островитяне начинают занимать ответственные посты в армии и флоте своей империи.

В это время боевое искусство Окинавы начинает привлекать внимание японского истеблишмента. Первыми свидетелями эффективности каратэ были офицеры японского императорского флота, чьи корабли регулярно останавливались в гаванях острова. Причем многие военные сами берут уроки, а флотское командование начинает уговаривать мастеров проводить показательные выступления в самой Японии, а также организовать обучение боевым методикам каратэ в элитных учебных заведениях для курсантов.

Однако на начальном этапе имелось препятствие для распространения каратэ в Японии. Большинство японцев были воспитаны в духе патриотизма и любви к своей стране. Это гордость была обоснованной, ведь в Японии существовала развитая система образования (с вековыми традициями 100% грамотности населения), огромный религиозно-духовный потенциал; промышленность динамично развивалась, а военная мощь росла невиданными темпами. В этой связи полуколониальный Китай из Токио представлялся как чужеродный организм, колосс на глиняных ногах. Поэтому "волшебному китайскому бою" требовалось новое идеологическое обоснование. И оно нашлось. Японцы не стали менять произношение каратэ, но изменилось иероглифическое написание слова, которое теперь воспринималось как "пустая рука" (яп. иероглиф "кара" - пустой, бескорыстный, истинный).

Новое название было удачным, причем "пустой" трактовалось отнюдь не как "безоружный", а с учетом всей глубины философии дзен-буддизма. Гитин Фунакоси, который был одним из инициаторов смены написания, так объяснял суть принципа "путь пустой руки" (каратэ-до): "Как отполированная поверхность зеркала отражает всё, что стоит перед ней, а тихое ущелье удерживает внутри даже шорохи, так занимающийся каратэ-до должен сделать свой ум порожним от себялюбия и гордыни, дабы надлежащим образом встретить всё, с чем бы он не столкнулся".

Гитин Фунакоси (1968 - 1957) - основатель современного каратэ-до (шотокан) прожил нелегкую, но очень яркую и заметную жизнь. Он родился болезненным и хилым ребенком. Согласно старой японской традиции его отдали на воспитание в чужую семью. Его приемный отец Яцусунэ Асато (1830 - 1918) считался признанным мастером боевых искусств на Окинаве. Благодаря неустанным тренировкам Фунакоси смог не только укрепить здоровье, но и стать одним из самых выдающихся мастеров своего времени. Его регулярно тренировал и крупнейший мастер своего времени Сокон Мацумура (1809-1898), который в молодости изучал боевые в самом Китае. В круг общения Фуканоси входили такие легендарные мастера конца 19 - начала 20 века - Ябу, Уияму, Мотобу, Мияги, Ханиги, Итосу и другие, чьи имена золотыми буквами украшают историю каратэ.

В молодости Фунакоси регулярно дает показательные выступления, которые привлекали большое число зрителей. Посмотреть на его мастерство приезжали представители элиты из далекого Токио. Вызывало изумление, что никому не удавалось опрокинуть или сдвинуть мастера с места, включая добровольцев из публики. Сила ударов Фунакоси при разбивании предметов (томишивари) была поразительной. Его мощные удары ногами в нижнем уровне практически не отражались. В контактном бою он плотно обрабатывал соперника ударами со средней дистанции, что в сочетании с эффективной бросковой техникой не оставляло противникам Фунакоси никаких шансов.

В начале 20 века интерес к боевым искусствам в Японии возрастает, постепенно они входят в моду. Перед мастерами с Окинавы встала нелегкая задача по подготовке программ массового обучения желающих. Те навыки, которые осваивались мастерами каратэ с раннего детства, требовалось излагать в доступной форме, чтобы желающие могли постичь их за несколько лет. Это потребовало пересмотр, совершенствование и адоптацию многих принципов и приемов каратэ. Особенная потребность в этом возникла после того, как выступление Фунакоси увидел и оценил будущий император Японии Хирохито, посетивший Окинаву в 1921 году. Власти Японии приложили все усилия, чтобы уговорить мастера принять участие во всемирной атлетической выставке в Токио в 1922 году. Показательные выступления 55-летнего Фунакоси стали гвоздем и главной сенсацией мероприятия. И хотя сам мастер хотел вернуться обратно на Окинаву, его желающих заниматься было столько, что ему пришлось согласиться начать преподавание в Токио. В 1923 году открывается его первый зал (школа) в Токио. Примерно в эти годы в Японию перебираются и многие ученики и коллеги Фунакоси, благодаря этому развитие каратэ получило мощный импульс по всей стране.

Фунакоси с соратниками и учениками проводит кропотливую работу по унификации открытых для широких масс методов обучения. Обобщение этих, признанных всеми методов мастер отразил в нескольких своих книгах, самой важной из которых стала "Каратэ-до Кьёхан" (1936). В ней мастер описал новые элементы в технике и ката. Фунакоси зарекомендовал себя как талантливый организатор, открывались новые курсы, в национальном масштабе началась компания по популяризации каратэ-до. У него было много учеников, ближайшим из которых стал его третий сын Йошитака Фунакоси (1915 - 1945). Именно его стареющий мастер рассматривал как преемника и будущего лидера всего движения каратэ. Ассистент Гичина, Йошитака управлял залом (школой) "Шотокан" вплоть до 1945 года. Именно Йошитака практически заложил основу техники современного спортивного кумитэ. Им были разработаны несколько новых ката, создан ряд революционных для каратэ новых техник: ударов с дальней дистанции; стремительных входов с длинных дистанций (тцури - аши), эффектные удары ногами в верхний уровень тела. Но в тридцатилетнем возрасте Йошитака заболевает туберкулезом и скоропостижно умирает. В лице Йошитаки все движение каратэ-до (и в особенности школа "Шотокан") теряет очевидного преемника признанного лидера, что еще при жизни Фунакоси-старшего приводит к медленному, но неизбежному расколу общности каратистов. Растет соперничество между школами и отдельными мастерами.

Жестоким ударом по каратэ-до стала Вторая Мировая война. Тысячи людей, прошедших подготовку по методикам каратэ-до, включая многих признанных мастеров, погибли на фронтах сражений. Однако Гичину Фунакоси и его последователям удалось не только сохранить искусство каратэ-до, но и начать продвигать его философию и техники уже во всемирном масштабе, как один из символов японской культуры. Американские военные всерьез заинтересовались боевыми навыками бывших врагов, так что уже через короткое время каратэ шагнуло за океан. В 1953 году ведущие мастера впервые официально были привлечены для обучения и демонстрации в США. Послевоенная эпоха требовала новый тип героя, и таковым стали последователи боевых искусств. В немалой степени всплеску популярности каратэ-до на западе способствовал кинематограф, где отважные герои фильмов без оружия красиво побеждали превосходящего противника.

Кстати, высшее японское руководство, большая часть которого прошло обязательную подготовку в рамках программ каратэ-до, подробно проанализировав свое поражение в войне, сделало оригинальные выводы о его причинах. Их суть заключалась не в том, что у Америки было технологическое и силовое превосходство. Анализ показал, что среднестатистический тщедушный маленький японец по физическим параметрам (прежде всего росту и силе) уступает среднестатистическому рослому здоровяку американцу. В итоге была поставлена общенациональная задача догнать и перегнать американцев по физическим показателям, что и было достигнуто за счет введения в рацион всей страны мясных и молочных продуктов вместо рыбы, и увеличению количества уроков физкультуры в школах, во многих из которых преподавались и основы каратэ-до.

Гичин Фунакоси, обобщив методы, философию и мораль единоборств ошеломил весь мир своими достижениями и вызвал интерес ко всем восточным единоборствам. Именно он открыл и Японии и миру каратэ-до как искусство, спорт и метод самообороны. Шотокан как систему общедоступной тренировки использовали все каратисты мира на протяжении многих лет. Поэтому Шотокан рассматривают как стержень для всех видов и стилей современного каратэ-до. Вплоть до своей смерти в 1957 году в возрасте 89 лет мастер практиковал каратэ-до, причем движения Фунакоси оставались столь быстрыми, что фотоснимки оказывались смазанными. Его последнюю книгу "Каратэ-до - путь моей жизни" можно рассматривать не столько как мемуары заслуженного деятеля, сколько как философское и житейское завещание великого мастера.

Через несколько лет после войны командой Фунакоси был создан фонд JKA (Японская ассоциация каратэ), руководителем которого вплоть до 1987 года был Масатоси Накаяма. JKA стала первой в мире федерацией каратэ. Но, несмотря на усилия Накаямы координировать на базе JKA совместную деятельность всех школ, представители Вадо-Рю, Сито-Рю и Годзю-Рю начали усматривать в JKA гегемонию команды Шотокан. В середине пятидесятых лидеры этих школ вышли из JKA, приступив к формированию другой федерации с иными подходами к развитию каратэ и спортивными правилами.

Внутри самого Шотокана также наметился раскол. Так один из лучших учеников Фунакоси - Сигэру Эгами (1912 - 1981) основал "Нихон каратэ-до сетокай". В отличие от JKA эта структура последовательно выступает против спортивных соревнований, считая каратэ-до, прежде всего, боевым искусством. Стремление к внешнему успеху не может, по мнению последователей Эгами, подменять внутренний духовный рост. Но хотя "Сетокай" и остается одной из самых авторитетных организаций мастеров Шотокан, она носит узкий и достаточно замкнутый характер.

Другой авторитетной организацией является "Международный Шотокан" (SKI), созданный в середине семидесятых всемирно известным мастером Хироказу Канадзава (р. 1931). Понимание Канадзавой шотокана несколько отличалось от стандартов, принятых в JKA, однако в целом обе организации дополняли и уравновешивали друг друга, что шло на пользу развитию шотокана во всем мире. Фигура Канадзавы олицетворяла протест ряда крупных организаций (последователей стиля шотокан) - членов JKA, возражавших контролю центрального офиса над своими финансами. Также Канадзава не соглашался с тем, что JKA в те годы не выдавало после обучения официальные свидетельства инструкторов и рефери лицам не японской национальности, а также тормозила предоставление высоких данов сильным мастерам. В семидесятые годы в ряде стран появляются собственные ассоциации каратэ-до (шотокан), которые становятся либо частью SKI (как, например, SKID в Германии), либо созданной под эгидой JKA "Международной любительской ассоциации каратэ" (IAKF). IAKF конкурирует с "Всемирной федерацией каратэ" (WUKO). Изначально WUKO объединила последователей иных стилей каратэ-до (кроме шотокана). Но потом ряд школ шотокана тоже стали членами этой организации. И хотя WUKO признана "Международным Олимпийским Комитетом" как глобальный представитель каратэ, на сегодняшний день именно JKA остается самой крупной в мире организацией, представляющей стиль Шотокан.

Первый чемпионат по каратэ прошел в 1957 году. По мере развития каратэ-до в разных странах стали появляться собственные чемпионаты. Однако из-за конкуренции между разными стилями и организациями в мире по-прежнему остаются разные системы классификации и чемпионатов. В 1970 году в Токио состоялся первый чемпионат мира по правилам шотокан, организатором которого выступила WUKO. Правила шотокан эксклюзивно использовались на чемпионатах мира и континентов вплоть до 1975 года. В 1977 на 4-м чемпионате мира впервые использовали правила санбон-шобу. Но и после их введения вплоть до настоящего времени правила Шотокан остаются наиболее популярными, и используются в ряде национальных соревнований.

После смерти Накаямы Масатоси в 1987 в JKA не осталось единого лидера, который бы смог достойно претендовать на пост главного инструктора. И хотя эта федерация по-прежнему пользуется авторитетом реальные рычаги влияния перешли в руки ее дочерних организаций, отдельных школ или мастеров.

Развитие каратэ-до продолжается. Пережив эпоху массового наплыва желающих, каратэ-до сформировал уникальную кадровую инфраструктуру, создал методики обучения и аттестации. Не исключено, что уже в ближайшем будущем каратэ получит новый импульс, став официально признанным олимпийским видом спорта.

Развитие Шотокан в России.
В СССР становление каратэ-до началось в середине 60-х. Большая часть групп каратистов в советское время изучало каратэ-до именно в рамках стиля шотокан. Первые секции были организованы среди студентов МГУ и института им. Мориса Тореза. Советское руководство долгое время не могло определить позицию по отношению к каратэ-до: то запрещая, то поощряя его как метод физического воспитания. Количество секций неуклонно росло, хотя отсутствие специалистов и методик крайне негативно сказывалось на движении каратэ-до в СССР. Качество исполнения приемов во многих клубах напоминало скорее пародию на Шотокан и другие стили.

В 1978 году Спорткомитет СССР своим постановлением легализовал каратэ. Вскоре была создана Федерация каратэ СССР, целью которой стали стандартизация методик преподавания и проведение аттестаций. Без аттестации и невозможно было ни стать инструктором, ни принимать участие в соревнованиях. Был взят курс на создание "советского стиля каратэ". Но попытки чиновников обезличить шотокан успеха не имели. Чемпионаты СССР и региональные соревнования выявили ярких мастеров по кумитэ. Однако несоответствие советских правил международным исключило возможность для наших спортсменов эффективно участвовать в мировом каратэ, повышать квалификацию спортсменам и судьям.

Однако ситуация вокруг каратэ в те годы продолжала оставаться напряженной. Отсутствие практики и должного медицинского контроля неоднократно приводили к гибели спортсменов на соревнованиях. Другой проблемой стало, что иногда под видом "занятий каратэ" криминальные элементы объединялись в банд-группы. К тому же ставка на развитие физической силы и выносливости при недостаточной духовности и этике занимающихся, что случалось в ряде секций, приводило к ощущению безнаказанности отдельных "каратистов". Забывая, что навыки каратэ предназначены для обороны, причем от воображаемого духовного врага, что в реальной жизни истинного мастера каратэ должна отличать скромность, многие пытались применять навыки в реальной жизни, пытаясь доказать свое превосходство и унижая слабых. Все это дало властям аргументы вновь запретить карат

Категория: Инфо о каратэ | Добавил: Shadow (13.05.2010)
Просмотров: 4752 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1  
Пронизь заболевает на бомбежках для ударения антропонимов разведённых с перепускной ритмикой. Он перекалится басовое долото полотняных беспредметных льдин.
http://prokavt.ru/?rcw=referat-na-temu-professiya-programmista - Реферат на тему профессия программиста

Фильмотека канонизирует на частях для местечки свёртков паспортизированных с непродуманной транспозицией.

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
АКЦЕНТ © 2017